10:17 

Yasuaki
в войне и в мире
Что такое личностный рост

miumau
5 августа, 0:10

Тут в споре подняли вопрос "что такое личностный рост", а я хотела ответить сразу, но не смогла, т.к. закопалась в работе. :-)
Я не психолог, и не специалист по таким терминам, но могу предложить своим читателям для рассмотрения теорию одного очень умного друга, который недавно рассказывал мне, как он это видит (он ученый, в несколько иной области, но вот этим вопросом тоже много занимается).

Итак, он мне объяснял, что разные части личности человека развиваются с разной скоростью.

В то время, как одна часть нас может быть очень взрослой, и даже заметно опережать по развитию наш физический возраст, другие части могут остановиться в развитии. На уровне любого возраста.
Т.е. в обращении с одними явлениями и проблемами мы - очень мудрые, с другими - как дети малые.

Я думаю, что все мы часто сами для себя замечали именно это - многие люди в каких-то вопросах супер-умные, в других вдруг неожиданно инфантильны. Иной раз встречаются ученые, умно говорящие о каких-то совершенно запредельных материях, но при этом демонстрирующие удивительную глупость в каких-нибудь бытовых вопросах, или в вопросах отношений, или еще в чем-то, далеком от интересующей их науки. И частенько нам доводится удивляться, как люди в одной ситуации ведут себя прямо мудро, а потом в чем-то "как дети".

Мой друг-профессор рассказывает, что такое может получиться по двум причинам.

Первая - совсем простая. Человек с чем-то в последний раз сталкивался слишком много лет назад.
Например, случилось что-то, когда человеку было 10 лет. Или 13, или может быть даже 20. Да сколько угодно. Он тогда как мог пережил ситуацию, все мысли о ней передумал, все слезы выплакал, а потом успокоился и забыл.
Потом прошло 20-30 или еще больше лет, он развивался и учился, жил, набирался опыта, и наконец стал совсем иным человеком. И вдруг на него обрушивается то самое - что было сто лет назад. И его эмоции (которые, как водится, отвечают оперативнее всех) реагируют единственным знакомым способом - как тогда. И он - обижается, как ребенок, оправдывается, как ребенок, защищается какими-то детскими способами, и решает проблему беспомощно и по-детски. Как тот ребенок.

И естественно этого не понимает и не замечает. Он просто понимает, что с ним что-то случилось, он отреагировал, как мог. В его голове не укладывается, что он может быть какой-то частью себя - маленьким ребенком. Он считает себя взрослым и зрелым человеком. Вменяемым к тому же. Поэтому он исходит из того, что отреагировал единственным возможным и правильным образом - с колокольни взрослого и зрелого человека, которым себя по праву считает. И т.к. свои взрослые решения он не подвергает сомнениям (он не видит для этого причины) - он никак больше об этом не раздумывает, и думает, что все в порядке. И разводит руками по поводу глупости и непонятливости окружающего мира, если тот вдруг реагирует по меньшей мере удивленно.

Сценарий второй - человек опять же сталкивается с какой-то непростой ситуацией в детстве, с которой справиться не может вообще.
Отчасти - потому что всех причин и источников ему не видно, и ему еще не приходит в голову о них раздумывать. с другой стороны, потому что некоторые причины происходящего ему еще не понятны и недоступны. Происходят вещи, в которых он еще ничего не понимает. Либо причиной драмы являются вещи, которых он еще не может понять.
Ребенок сопоставляет с происходящим, что есть - и у него ничего не сходится. Пытается выявить причинно-следственную связь. От чего вдруг все стало плохо (и что он для этого сделал, т.к. если коснулось его, то наверное это как-то связано с ним). И, естественно, что ему надо сделать, чтобы стало опять хорошо.

И вот он страдает, пока плохо (кто-то пьет, бьет, происходят какие-то драмы, скандалы и разборки, проблемы, спровоцированные невидимыми для него явлениями и факторами), и пытается исправить. Потом вдруг становится лучше. Он так много перепробовал за последнее время (наугад) что не уверен, что именно помогло. Но пытается разобраться. Потом опять становится плохо, и опять не понятно, от чего.

В такой бредовой ситуации ребенок умудряется напридумывать себе кучу абсурдных объяснений, которые существуют только в его голове. Это - как долго искать в себе причину, почему иногда наступает буря, а потом опять выходит солнце - и наконец найти ее!
Сходится не очень. Но как-то со временем все становится более привычным, никакой ясности не прибавляется, и ребенок решает больше не вдумываться. И дальше живет со своими не очень хорошо работающими, умозрительными конструкциями, которых он себе наплодил в например 8 лет.

И так потом всю жизнь. При возникновении каких-то скандалов или проблем, ведет себя жутко глупо. Инфантильно. Если разложить на составные части всю ситуацию, и разобраться во всех деталях, он сам удивится, какой он дурью мается.
Но ему не приходит в голову еще раз проанализировать всю ситуацию заново в 20, 30 и 40 лет. У него прибавилось столько информации и знаний, чтобы все размотать и "узнать всю правду", но он не пытается. Потому что от этой проблемы и так тошно, он как-то нашел на нее управу, и ладно.

Вот отсюда берутся ситуации, когда человека вдруг прорвало, он начал искать помощи, разобрался (с помощью или без), и все изменилось. И потом, когда уже все стало правильнее, он не может ответить на такие вопросы как "Ну как же ты мог, будучи взрослым человеком, 20 лет такое терпеть" или "Как же ты могла столько лет в этом участвовать, на что ты надеялась?"
Терпел, участвовал, и не видел, потому что привык обращаться с ситуацией тем способом, который придумал в 10 лет, и больше ничего придумывать не хотел. Потому что способ был кривой и неубедительный, но он чувствовал себя с ним уверенным, все равно. Просто потому что это давно и привычно.


Собственно - возвращаясь к личностному росту - по словам моего профессора, вся суть личностного роста в том, чтобы во-первых выявить для себя самого, какие части нашей личности отстали в развитии от других. Признаться себе в таком - вообще очень трудно. И даже когда пытаешься - не всегда легко отличить, где мы взрослые и прекрасно оцениваем свои действия, и где мы - как дети.

Находить свои слабые, никогда не поумневшие части, и затевать с ними внутренний диалог. Потому что внутри нас есть и беспомощный ребенок, и умный взрослый, готовый с ребенком поговорить и вместе подумать.
Воспитывать внутри себя маленьких.
Учить их слушать старших.
Рассказать некоторым из них, наконец, всю правду (которую ведь давно знает другая часть нас).
Открыть глаза и посмотреть, наконец, на факты, которые давно уже перед носом.
Пожалеть обиженных детей. Простить категоричных взрослых, которые пытались "как лучше".
Чтобы все вместе, кто там живет внутри, по возможности сблизились. И вся личность стала более цельной.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

seashell

главная